ПН-СБ 9:00 - 21:00
ДомаТепло - магазин развивающих игр в Митино наши младшие дети

ВПЕЧАТления о семинарах с Лобоком Александром Михайловичем

Сергей (папа Кирилла и Светы)27:04:2011 19:10:55
Очень понравилось!
Мне показалось, что Александр Михайлович выступает в роли усилителя - передает то, что хочет сказать ребенок всем остальным, но чётко, так чтобы все его слышали. Все дети хотят общаться, но не все знают КАК.
На семинаре я увидел здесь значимость вклада каждого участника. Участвовали все - значит и интересно было всем.
Александр Михайлович выделял из высказываний детей самые интересные, и придавал им значимость, например записывая их на бумаге.
От семинара получил много положительных эмоций.

Ирина (мама Светы и Кирилла)27:04:2011 21:43:18
Уже второй семинар с Александром Михайловичем. Простые игры, обыденные вещи. И за этими простыми играми и вещами открывается что-то важное. О чем до этого не задумывался. И каждый раз удивляешься, насколько все на поверхности, только присмотрись, прислушайся, не пробеги мимо за повседневностью.

Виктория (мама Вани)28:04:2011 00:01:19
Для меня семинар - не только общение с Александром Михайловичем. Это взаимодействие с людьми, пространством. Если все гармонично, то и семинары случаются необыкновенные. Место было супер, люди с каждым новым семинаром все ближе по духу. Спасибо большое организаторам и Александру Михайловичу за то, что мы "были" в это время в этом месте! :)

Ольга (мама Егора)28:04:2011 08:54:10
Я второй раз на семинаре Александра Михайловича и каждый раз открываю для себя своих детей совсем по другому. И эти открытия имеют для меня огромный практический смысл, дают возможность менять взаимоотношения с детьми и помогать им в том, в чем раньше я не знала, как помочь. Кроме того, для детей это - большое удовольствие, и от занятий с интересными заданиями и от перемен, наполненных весельем и играми. А еще для меня эти семинары стали возможностью познакомиться с другими родителями и узнать для себя кое-что полезное от них. В общем, один 3-часовой семинар включил в себя так много и оказался таким многослойным! У меня и у Егора добавилось много прияных воспоминаний и пищи для размышлений и изменений.

Павел папа Самсона28:04:2011 13:39:04
Семинар Александра Михайловича,дал ощущения еще одного счастливого дня.Здорово побыть с приятными людьми,увидеть своего ребенка в содружестве с другими детьми,вернуться к себе в детство.Но жизнь очень жосткая штука.Как помочь нашим малышам, как можно больше испытать счастливых дней в их жизни.Мне кажется семинар про это.

Антонина (мама Вани)28:04:2011 23:59:19
Нам понравилось. Особенно понравилось наблюдать своего ребенка после семинара. Я смотрела на него и ощущала смешение свободы и ответственности. За весь вечер, после семинара, ни одной своей просьбы мне не пришлось повторять два раза, а что-то было сделано и вовсе без слов. Это было так легко и приятно - слышать и слушать друг друга. Я увидела, что мной ребенок может быть другим, и ему это тоже нравится.

Ольга, мама Владимира30:04:2011 16:59:47
На семинар мы попали совершенно случайно, не зная автора семинара, точной тематики. Просто два месяца назад мы убежали из школы на семейное обучение и находимся в поиске информации о людях, которым дети небезразличны. Поэтому, получив рассылку о семинаре, в том числе, для детей на семейном обучении, да еще с психологом с такой симпатичной фамилией, мы поехали туда-не знамо куда) на всякий случай. После первого семинара не могла написать отзыв, потому что меня слишком переполняли эмоции. Сейчас мы пообщались с А.М. уже второй раз, все понемногу улеглось, рассортировалось и можно о чем-то говорить конкретном. Самое главное, что мы нашли единомышленников, это и А.М. и родители, с которыми удалось немного пообщаться. Можно сказать, что здесь на семинарах нашелся и прозвучал аккомпанемент к моей мелодии (и все это в совершенно неожиданном месте, с незнакомыми людьми…). Извините, что сначала напишу не о ребенке, а о себе, чтобы пояснить вышесказанное. Когда еще училась в школе, в классе четвертом, нам на лето задали сочинение на приблизительно такую тему «Что самое главное в жизни человека?». Помню, что половина класса не написала, и те сочинения, что были написаны, разбирались учителем подробно и прилюдно. У меня так получилось, что самое главное в жизни человека – умение удивляться, и я взяла какой-то дурацкий день моего лета и описала, какой он на самом деле удивительный, если на него посмотреть с особой стороны. А в конце, еще добавила для большей красочности, что удивиться можно и тому как строители бетон лопатами перемешивают. Понятно, что сочинение было признано неудовлетворительным (это сейчас мне понятно, а тогда я была в растерянности и расстройстве), потому как оказалось, что самое главное в жизни человека – это любить Родину, желание стать космонавтом и т.д. и об этом и надо было писать. И вот спустя 30 лет!!! я встречаю человека (А.М.Л.), который вот так вот запросто сидит на скамеечке и обыденно вещает, что основным результатом его семинаров с детьми он видит повышение интереса к жизни во всех ее проявлениях, а главное – повышение способности УДИВЛЯТЬСЯ ЖИЗНЬЮ!!! И считает эту способность, наряду с уверенностью в себе и др. – «подкладкой собственного Я». Вы понимаете мое состояние после этих слов… только расцеловать автора этих слов… что я собственно прилюдно и сделала)))
И еще некоторые созвучные моему мироощущению мысли от А.М.Л.: о вреде принудительной социализации, т.е. о том, что прививки лжи, фальши, предательства, безразличия, лени и т.д. , что расцветает в школах, должны быть именно прививками, что все это не должно настолько долго окружать ребенка, чтобы это стало для него НОРМОЙ ЖИЗНИ, т.е. неизлечимой болезнью. Кстати недавно нашла определение термина «социализация» в древнем учебнике по педагогике, созвучное моему пониманию. К сожалению, не выписала, но основная мысль в том, что основным критерием социализации личности является способность человека брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за себя, свою семью… Согласитесь, что это совсем не то, что талдычат школьные психологи, что «социализация» - это процесс усвоения образцов поведения, ценностей, навыков, позволяющих успешно функционировать в обществе. При современном понимании Успешности (прямая связь с обогащением финансовым), понятно о каких Образцах поведения и Ценностях и Навыках можно здесь говорить.

Теперь о ребенке в процессе семинара и после. Я не педагог, не психолог, а просто неравнодушный человек и любящая мама. Поэтому напишу как могу …

Итак, чем мы обогатились (в нашей системе ценностей):

1. За два занятия у ребенка появилось чувство собственного достоинства и куда-то испарилось желание до потери пульса кривляться, т.е. привлекать к себе внимание разными непотребными способами. А.М., общаясь с детьми НА РАВНЫХ, постоянно акцентируя внимание на имени, поступках ребенка, на значимости Слов каждого ребенка, на значимости того, что ребенка интересует (в данном случае это было чтение выдержек из любимых книг детей, которые они принесли, рассказывание снов, фантазирование, рисование) как бы поворачивает ребенка к самому себе. У ребенка появляется чувство, что он – целый мир, и притом интересный другим людям, и мир ОЧЕНЬ значимый, что специально акцентируется А.М. Для родителей были даны конкретные рекомендации, каким образом дома поддерживать такое вот ощущение ЗНАЧИМОСТИ внутреннего мира ребенка, например, демонстративное и регулярное записывание его фраз, снов, рассказов и т.д.

2. Нам открылся новый угол зрения на сверстников, и появились новые темы для обсуждения. А.М. таким образом выстраивает коммуникацию на занятии, так расставляет акценты, что ребенок начинает понимать, что рядом сидящий – это тоже Целый мир и очень интересный мир. Постоянные фразы: «Вам интересно то, что выбрал для чтения Самсон? Вам хотелось бы это прочитать? Обратите внимание, что Самсону это интересно…» неминуемо заставляют ребенка задуматься о том, что он не «пуп земли», что знания можно получать от других людей, в т.ч. и от сверстников. Для родителей А.М. объяснил это так, что «важно научить ребенка видеть и понимать, что другой человек для тебя – ресурсен».

3. Ознакомились с конкретными технологиями по мотивации на чтение, в том числе в семье. Но то, как это делает А.М.!!! - волшебно и неповторимо, с элементами игры, тайны, т.е. с учетом всего, что нравится детям. Притом важно, что это все происходит именно в группе детей, они имеют возможность смотреть на реакцию друг друга, понравилась ли Их книга другим детям, почему.., возникает много вопросов, ответы на которые ребенок должен искать уже дома сам… протягивается такая ниточка интереса на положительных эмоциях. И все это связано с процессом чтения! Т.е. чтение предстает как процесс – удовольствия, общения, образования! и все это так выстроено А.М., что обретает особый смысл при общении с другими людьми!

4. Получили представление о том, как привить ребенку любовь и уважение к предмету (оказалось, что самому ненавистному всеми детьми предмету) Русский язык. Это началось на первом семинаре, когда А.М. разбил детей на группы и предложил обсудить и озвучить, что детям не нравится в школе. Выявилась одна из общих проблем – нелюбовь к русскому языку, т.к. «надо переписывать длинные упражнения». Долгая работа на развитие воображения (в которой я сначала ничего не поняла к чему все это было), подвела детей к тому, что они стали искать названия неопределенным предметам и самые удачные названия А.М. предложил детям записать на бумаге. Артистично был выдран автором семинара большой кусок бумаги из рулона (!значимость процесса ЗАПИСЫВАНИЯ) и не менее артистично предложено произносить БУКВЫ каждой значимой фразы. И вот все эти дети, которые якобы так терпеть не могут писать, хором и взахлеб включились в процесс НАПИСАНИЯ СЛОВ и фраз, придуманных конкретными ребятами (что тоже специально акцентировалось: «Посмотрите на Ваню- это он придумал это СЛОВО…»), получая от этого явное удовольствие. То есть А.М. показал нам, что потребность ПИСАТЬ и интерес к Слову, записанному на бумаге, нужно тоже специально воспитывать. Писать может быть интересно, когда интересен и известен автор текста, когда ребенок знает, что ЕГО текст будет кому-то интересен, когда у ребенка есть критерии оценки – что в принципе может быть интересно другим, чтобы записать это и таким образом включить в процесс коммуникации и т.д. и т.д. . Действительно, ведь не обязательно тупо брать упражнения из учебников по русскому языку, можно искать или сочинять тексты, интересные ребенку. Я давно заметила, что как только в учебнике в качестве упражнения попадается выдержка из знакомого литературного произведения, урок пролетает быстрее и легче…

5. Ознакомились с технологиями по «актуализации позитивного» в жизни ребенка с целью создания своеобразного архива детского воображения, что должно в конечном итоге стать одним из важнейших ресурсов для выживания его в дальнейшей взрослой жизни, для осознания своей индивидуальности, для обретения УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.

Это наверняка не все, но то, что успело устояться. Спасибо огромное организаторам семинаров! Спасибо Александру Михайловичу! Ждем следующую встречу! Давайте встречаться чаще!!!

Ольга (мама Егора)01:05:2011 17:08:24
Услышала, как Егор со смехом пересказывает своим друзьям один из прочитанных отрывков (кажется, из книжки Володи). Надо же, зацепило!

Александр Лобок05:05:2011 10:10:54
Мне кажется, у нас собрались ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ. Детям обычно легче услышать то, что я делаю. Им легко в этом "как бы хаосе", когда все заранее не структурировано жестко, и события происходят незапланированно, "здесь и сейчас" и оттого производят порой ощущение чуда. Детям легче, потому что для них волшебство - это практически повседневное внутреннее дело. А родителям бывает очень трудно именно потому, что они боятся просто "открыться потоку" происходящего внутри и снаружи волшебства. И вспомнить своего собственного внутреннего ребенка. И открыться ему навстречу. А здесь - удивительная и другая история. Родители позволяют себе вовлечься в процесс и сами "радуются как дети". Иногда отчетливо видел, что родителям самим отчаянно хочется выйти из наблюдающей позиции, оказаться в нашем кругу и начать выполнять всякие задания и решать всякие задачи - вместе со своими детьми, на равных. И опубликованные здесь тексты впечатлений - огромная для меня радость. Очень надеюсь, что проект будет развиваться и продолжаться. Спасибо всем!

Кирилл (9 лет, ходит в школу раз в неделю - на семейном обучении)15:05:2011 10:39:46
У Александра Михайловича интереснее, но сложнее, чем в школе, потому что надо всё время что-то придумывать. Интереснее, потому что ... свободно.

Наталия (мама Никиты)18:05:2011 21:24:52
Удивительное открытие для ребенка в нашем всех уравнивающем и усредняющем мире - вдруг ощутить ценность индивидуальности, ценность своего мира - и мира каждого человека, находящегося рядом... Спасибо.

Сергей (папа Светы и Кирилла)23:05:2011 00:21:44
Мне показалось, что я на этом семинаре уловил одну изюминку Александра Михайловича.
образование случается не тогда, когда мы его запланировали: выучить билет, прочитать главу по истории, а тогда, когда во время интересного действия встречается что-то что я еще не знаю точно, не прочувствовал, и начинаю копать дальше и дальше.
Так, например, во время написания страницы регистрации семинаров для более четкого понимания на какие дни и для какой группы, я изучил основы языка javasсript, который мной как web-программисту был почему-то до сих пор не изучен.
Также например, учась в институте, во время сессии я не садился за три дня делать билеты, а наоборот: мозги включались, и я писал офигенные программы по разложению музыки в ряды Фурье с дальнейшим анализом, вытаскиванием нот для игры на гитаре, вытаскиванием звука определенного инструмента , некоей "пастеризацией", архивацией и восстановлением музыки. Билеты я всё же учил в последний момент. А после сессии мозги засыпали, и я уже не мог так напрячься и сказать себе: надо это сделать.
Так например, скучный для меня предмет истории, якобы познанный в школе, стал ОЧЕНЬ интересным мне в 25, когда я изучал его по нескольким учебникам с ребёнком, который учился экстерном. Мы просто выступали по очереди, рисуя на ватмане сражения, пытаясь донести друг до друга самое интересное из данной темы. Естественно, слушающие придумывали вопросы, и все пытались найти ответы в рамках данной темы. Результат меня поразил - история мне показалась одной из самых интересных и загадочных наук.
Также, наверняка, оканчивая Мифи по специальности Теоретическая Физика, и впервые подрабатывая в Проектном институте программистом, я почему-то победил, попавши случайно, в конкурсе Московские Мастера-2003 по профессии программист. Я не изучал информатику по учебникам, не готовился на ВМК, не готовился к чему-то.
Мне было просто интересно: интересно видеть увлеченного программированием старшего брата, отца. Я просто пробовал сам написать программу на Бейсике, в машинных кодах, на Паскале, Ассемблере и т.д. Передо мной не было поставлено никем никаких задач. Мне было просто сначала интересно самому учиться, потом интересно было учить других детей в 15-20 лет у отца в его школе. И теперь, имея сеть интернет-магазинов, написанных своими руками, побывав на семинарах Александра Михайловича, я понял, что настоящее образование случается не тогда, когда мы его запланировали, а тогда, когда мы в обычной жизни увидели что-то нам незнакомое и тем самым интересное, и начали его изучать.

Вика (мама Вани)23:05:2011 00:23:27
И еще два дня взаимодействия с необыкновенным педагогом и психологом, с прекрасной компанией детей, с неравнодушными родителями и учителями школы Тубельского. Новый мозговой штурм, новые задачи. Планка задирается выше не только для детей. Родителям сложней в тысячу раз. Печально констатирую, что, делая по-совести все задания вместе с детьми, до их гениальных решений и фраз мне явно далеко. А такой быстрой и качественной коммуникации учиться и учиться. И я стараюсь. Учусь. Прозреваю. Снимаю пыльные наносы и разгребаю паутину. Удивляюсь, как прочно обосновался в нашей жизни Александр Михайлович. Уверена, что движемся в правильном направлении, коли жизнь дарует на пути такие встречи. Спасибо огроменное! Ваши. :)

Маша23:05:2011 11:41:50
Шла на семинар с намерением наблюдать, впитывать и смотреть во все глаза - мне хотелось узнать, кому я доверю своего ребенка (Гришик подрастает). И удивительное дело: сразу же начали твориться чудеса – робкий ребенок, выпущенный из «укрытия» мамой, вдруг уверенно и настойчиво вливался в команду и взаимодействовал с другими детьми… активный и явно лидирующий мальчик, знающий где чье место, вдруг уступал и говорил тише, стараясь не пугать девочку, сидевшую на самом дальнем стульчике… совершенно загадочная и молчаливая девочка, отстраненно наблюдающая за «возней» мальчишек, вдруг придумала им удивительную загадку, и подгоняемая азартом бесконечных попыток разгадать, вся искрилась от желания им дать более понятную подсказку. Как это было прекрасно – видеть рождение отношений, распознавать появление в детях вдруг доверия командному духу, восхищения открытием – все помнят как застонали дети от осознания глубины канала вулкана и несоизмеримое желание искать, снова искать, подбирать варианты ответов и в конце концов находить. При мне 6-летний мальчик, неумеющий писать, ОТВАЖИЛСЯ на кропотливое выписывание «кусочек мела похож на астероид», или вдруг эти дети легко начинают находить 13 процентов от всего что угодно: от квадрата, от произвольной формы острова, от комнаты (у меня четыре двойки в школе было по этой теме). Глядя на детей, я считывала восторг, желание открытий и готовность быть внимательным для того чтобы открытия разглядеть и тут же восхитится. Это же очень дорого! Каждому родителю!

Маша23:05:2011 12:30:43
И то, что вдруг начало твориться волшебство меня страшно обрадовало, я почувствовала себя ребенком, которому тоже надо рисовать свой вулкан, совершать открытие относительно длины комнаты и придумывать такие хитрые загадки, чтоб даже Александр Михайлович голову сломал! Но вместе с этим во мне проснулся и ответственный родитель, которому очень хочется, ценно и дорого то, чтобы ребенок развивался: выражал свое отношение, удивлялся, радовался, интересовался окружением и сам хотел бы творить загадки для него. В этом плане Александр Михайлович показал мастер-класс: открыл глаза родителям на что вообще способны их дети (мальчик вдруг оказывается пишет текст!), на своем примере продемонстрировал «ключи», которыми можно и необыкновенно интересно (для родителя) совершать открытия детей, с детьми, с родителями. Я честно могу признаться, что «теряла» эти ключи, мне было сложно и непонятно что делать со своим ребенком, мне было стыдно за это свое «нечутье» и перед собой, и перед мужем и перед этим маленьким существом, которое верит мне и желает только от меня получать порции за порцией весь мир, а я ничего не могу. Очень стыдно… И как же я рада, что на семинаре вдруг случился и своеобразный «тренинг» по родительскому чутью и вниманию к ребенку. Интеллектуальная нагрузка по воспитанию родителя внутри себя была зашкаливающая, но я очень хочу также расти, как и мой Гришик, потому что конечно ребенок - большая ответственность и испытание, но это еще необыкновенно сложно и интересно, как загадка «похоже на детей, которые не очень хорошо учились в школе» и ответ: «пух и перья». За пробуждение в себе этого интереса степень благодарности я даже и не могу представить, например как «600 тысяч лет, которые прошли с момента первого извержения вулкана». Спасибо колоссальное.

Александр Лобок24:05:2011 11:20:51
Я согласен с Машей: самое трудное в родительстве - это научиться ВСЛУШИВАТЬСЯ в ребенка. А это значит - научиться слышать и видеть не только то, что лежит на поверхности и очевидно, а то глубинное, РЕСУРСНОЕ пространство ребенка, о котором мы часто даже и не задумываемся. Да, детям бывает очень трудно в том множественном пространстве встроенных друг в друга головоломок (интеллектуальных и коммуникативных), которые рождаются в ходе моей работы с детьми. Но как бы ни было трудно, детей отчего-то не оставляет азарт. А вот наблюдающие родители порою "сникают" от того, что не успевают "считать" и расшифровать траекторию и смысл тех или иных разворачивающихся на их глазах сюжетов. Хотя бы потому, что это слишком непохоже на привычные, "школьные" способы взаимодействия с детьми. Поэтому я иногда думаю: вот поработал я три часа с детьми, а после этого сделать бы по поводу этой работы трех-четырех часовой семинар отдельно с родителями - разъясняя пошагово, что когда и почему я делал, и почему, за счет чего взаимодействие (мое с детьми и детей друг с другом) и продуктивность этого взаимодействия оказались настолько успешными. Просто то, что я делаю - это же не просто сумма каких-то "инновационных методик и приемов" - это совершенно иная философия и стратегия образования. Где в центре вовсе не идея "обучения", но именно идея обРАЗования (корень - "РАЗ", т.е. единичность, целостность), то есть формирования и развития личной субъектности вовлеченных в процесс взаимодействия детей и взрослых. Ну, а то, что при этом еще и "обучение" происходит, и при том весьма и весьма эффективное - ну, так это просто побочный результат.

Вика (мама Вани)24:05:2011 15:50:32
Поскольку это единственое место, где мы все можем встретиться виртуально, можно я тут вопросы и предложения? Вопрос первый к родителям - готов ли кто-либо в июне продолжать участие в семинарах? Вопрос второй к Александру Михайловичу - а не организовать ли нам при школе Тубельского экспериментальный первый класс? Думаю, желающих найдется. Готова отправиться на переговоры с администрацией с другими заинтересованными родителями. :)

Ольга, мама Владимира27:05:2011 12:02:35
Семинар 25 мая 2011 года. Мы с Вовиком безнадежно опоздали… на целый час!!! и, вроди как…, пропустили что-то самое-самое…и грусть... Но вот прошло два дня и я чувствую, что есть все-таки следующие «застрявшие» ощущения, что пространство общения с АМ – это пространство, где из наших детей клещами вытаскивают все самое хорошее. И мои легкие стоны в конце семинара о том, что этого мало, что надо чаще, что надо и с родителями, а иначе все это бесполезно, заканчиваются уже дома и не в первый вечер после семинара, когда Вовик вдруг садится и начинает рисовать…. До школы он очень много рисовал. Рисовал такие чудные картинки, например, дерево и события вокруг него сразу в прошедшем настоящем и будущем, рисовал каких-то ученых мухоморов и т.д. и т.д., а когда он пошел в первый класс, он вдруг перестал рисовать цветные картинки и не просто перестал рисовать, у меня вообще было ощущение, что из ребенка просто вынули мозг и в течение двух лет пытаются вставить на это место какую-то железную коробочку китайского производства с заданным набором программ. Ни в коем случае не виню просто ШКОЛУ, тут целый клубок… Так вот получается, что такие вот точечные, редкие встречи, но с определенным акцентом – это совсем не мало. Не знаю точно, как это называется у вас у психологов.. «зацепки», «зарубки» или «прищепки»)))). Я этот процесс увидела, как проделывание отверстия в скорлупе, тоненькой-тоненькой иголочкой, маленькое-маленькое отверстие, через которое на ребенка начинает струиться СВЕТ (ты МОЖЕШЬ, ты интересный человек, ты хороший, ты умный…). И дома ребенок уже хочет продолжить или проверить эти ощущения, и открывается, и открывается… Спасибо! На этот раз я Вас правильно поняла, Александр Михайлович? Извините, если не уловила что-то более важное? Начала читать «Картографию детства» и зацепило следующее: «… Просто тебя много. Гораздо больше, чем кажется. И ты всегда другой, всегда разный.» Как бы так вот сделать, чтобы наши дети пропитались этим ощущением с детства и без тени страха и смущения?!

Маша30:05:2011 10:32:51
На очередном семинаре у Александра Михайловича опять свершились очень важные открытия и откровения. Жаль только, что разглядеть это важное удалось под несправедливые, на мой взгляд, претензии родителей. Я очень ясно теперь вижу, что дети с самого раннего возраста легко научаются и привыкают идти «за ручку» со старшим, они как птенцы уверенно демонстрируют свою желторотость, легко прикидываются нуждающимися в помощи. Ну что тут скажешь, они с рождения окружены родителями, бабушками, дедушками, нянями и прочее… даже учитель в школе находится в позиции «клюва, обязанного вкладывать червячка» … Поэтому вот такие стратегии поведения детьми изучены вдоль и поперек и мне НЕИНТЕРЕСНО заниматься воспроизведением этой «программы» еще и с дополнительным педагогом. И какое ж мое было удивление, когда семинар начался с того, что Александр Михайлович развернул детей не к себе, а лицом ДРУГ К ДРУГУ … Дорогие мои родители! Да это ж необыкновенная удача какая-то! Дети учатся контактировать между собой (!), на равных (!), быть чуткими, внимательными и заботливыми к чужим интересам… ощущение зарождения чувства ответственности за напарника, когда дети чувствуют необходимость и способность проявить инициативу. Это колоссально сложно и это то, что я, как родитель, не могу дать своему ребенку - я всегда выше. А Трофим доверился напарнику Вове, увидел в нем того, кто способен услышать и увидеть его чудо и посвятил его первого в тайну подвала с Инь и Ян. Я, как мама, в тайны посвящать не могу, я могу их сверху насаждать. То, что Александр Михайлович доверил детям друг друга и попробовал замкнуть их между собой – очень рискованный шаг, в том плане, что все мы видели, что случилось с дисциплиной под конец, когда Саша и Максим хохотали над каждым словом. И все мы видели как искусно и профессионально Александр Михайлович довел ситуацию почти что до полной потери авторитета перед детьми и одной интонацией и достойной речью вернул себе все очки. И при этом дети ничуть не были ущемлены, они приняли правила игры как партнеры, на равных – это то, что я не умею делать. И да, все дети разные… кто-то почувствовав свободу (свободу установки взаимоотношений и контактов в новом уравненном ключе) срочно отпустил себя, кто-то пользовался этой свободой аккуратно и трепетно, а кто-то не смог вообще примерить эти роли на себя. Помните, дело дошло до рисования и у двоих детей не оказалось листочка и ручки. Детям был предоставлен выбор как себя повести (не только им, все что-то делали – кому-то потребовалось отпроситься у АМ чтобы сбегать на 1 этаж, кому-то обратиться к маме, хотя тут родители исключительно в роли наблюдателя и им нельзя говорить ни слова). Кирилл тоже сделал выбор, он сначала ждал, что на него обратят внимания, а потом спрятался за шкафом от детей и взрослых, а даже начал там книжку читать. Почему-то мальчик не нашел в себе сил спросить листок у напарника, с которым они искали чудеса по школе, не смог обратить просьбу преподавателю… Но в этом же нет криминала! Он имел право попробовать снова надеть шкуру «ребенка», ожидающего от взрослого императива. И сделал для себя важный вывод – «не сработало» и нашел выход из отчаянного положения – «взял книгу». И все это сам! Я надеюсь, что в следующий раз Кирилл станет более уверенным и напористым кузнецом своего счастья, потому что слишком тяжело ему нести свою «слабость». Света тоже не осмелилась на инициативу, даже когда ее спросили прямо «неужели она не хочет порисовать?». А потом родители предъявили Александру Михайловичу его должностные обязанности: должен искать листки за тех, кто и не просил, обращать внимания на куклы, которые приносят дети… Извините меня, родители Кирилла и Светы, мне было чуточку легче смотреть и видеть, потому что не было моего ребенка из-за которого мое сердце бы колотилось от ревности, беспочвенных обид, желания вынести за него все тяжести, но которые должен был бы вынести только он. Потому что мной наиболее желаемо для моего ребенка – это способность строить коммуникации, уметь относиться и выражать свое отношение к людям, к предметам, к событиям, и еще чтобы это было его собственное движение, усилие, порыв, который не на оценку в глазах мамы и папы, а потому что «пройти мимо молча нельзя», как голос свободы его внутреннего существа. Мне вот ЭТО бесконечно дорого. И это то, развитие чего сможет грамотно направить Александр Михайлович, а я, насаждающая ограничения и табу, хочу многому научится.

Ирина (мама Светы и Кирилла)02:06:2011 02:14:46
Ответ Маше. «Жаль только, что разглядеть это важное удалось под несправедливые, на мой взгляд, претензии родителей.» Эти «Несправедливые претензии» длились несколько минут, а семинар шел более 3х часов. Почему это Вам так сильно помешало?
По-вашему мнению, впечатления о семинаре – это только положительные отзывы? Понимаете, Маша, это было, да и остается, МОИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ об ЭТОМ семинаре.
Например, то, что произошло в самом начале с участниками семинара, папой и его сыном, мной не принимается ни как организатором, ни как мамой, ни как психологом. Возможно большинство из нас, родителей, думает: «о да, мой(моя)-то не такой, я почти все делаю правильно, ну бывает ... Меня-то это не касается. Мы-то чистые.» Но это, впрочем, отдельная тема.
Я понимаю Вас, что иногда отстраненный наблюдатель видит многое происходящее под другим углом. Сама побывала на 2 семинарах в таком качестве . Но мне кажется, полная включенность происходит именно тогда, когда Вы этот семинар проживаете вместе со своим ребенком.
И уж, поверьте, Маша, наши как Вы выразились, «должностные претензии», заключались совсем не в том, что кто-то «должен искать листки за тех, кто и не просил». И когда папа говорил про « куклы, которые приносят дети», думаю, что он говорил о доверии, о том самом доверии к себе, которое АМ с большим профессионализмом формировал у детей, и не только у этих двоих, на предыдущих семинарах. Действительно, листочков не оказалось не только у них – но там ситуция разрешилась в считанные секунды – а Кириллл со Светой, обратившись к родителям – не получили «разжеванного решения», а дальше их силенок не хватило – и все это продолжалось минут 13-15. А Света так вообще оказалась второй раз в ситации ...? В начале семинара она единственная оказалась в роли наблюдателя – и в общем-то, совсем не по своему решению.. А кто-нибудь знает, что она наблюдала, видела?
И наверное о каких-то организационных моментах можно было поговорить с АМ и после семинара. Но в этот момент мама во мне вытеснила того, кто несет ответственность за семинар в качестве его организатора. И я рада , что это случилось. И слова одного из моих старших сыновей (уже аспиранта, благодаря которому я имела радость ощутить себя бабушкой и с которым мы вместе проживали уроки - я преподавала в частно-семейной школе) про то , что случилось в школе более 15 лет назад :« Мама, ты меня в тот момент не защитила, а мне это ТОГДА было НЕОБХОДИМО») .
Я высказывалась именно о том, что меня больше всего взволновало.Но не хочу, чтобы создалось ложное понимание, что на этом семинаре для меня случилось только ЭТО.
Просто впервые настолько не согласна. Но ещё раз – это мое мнение о данном семинаре.
По-моему, все более видна необходимость не только семинаров с детьми, но и отдельных, для родителей, тех, кто был не на одном-двух семинарах.
Да, Маша, если у Вас есть желание обсуждать личные проблемы Кирилла и Светы, нашей семьи, Вы можете написать нам на нашу личную почту – она есть на сайте и в рассылке или просто приезжайте к нам в Бутово, обсудим за чашечкой чая – будем рады Вас видеть – да и уверена, Вам у нас понравится. Только надо договориться о времени.

Александр Лобок02:06:2011 16:00:47
Дорогая Ирина! Один из базовых принципов, который мною выстрадан за 30 лет моей психологической и педагогической практики с самыми разными категориями родителей, детей, педагогов и образовательных управленцев (в том числе, органов государственной опеки)заключаеся в том, что настоящее, полноценное личностное развитие ребенка начинается и происходит не тогда, когда мы водим вокруг этого ребенка некий педагогический хоровод, а когда стимулируем в нем его собственный ресурс самостояния по отношению к разным - но обязательно СОДЕРЖАТЕЛЬНО НАСЫЩЕННЫМ образовательным ситуациям. Это и есть самое трудное в искусстве педагогики, на мой взгляд. И это именно та философия образования,на которой я стою. Именно потому, чем более глубок и продуктивен мой альянс с ребенком - тем больше я предоставляю ему возможностей ОТВЕТСТВЕННОГО ВЫБОРА, и тем меньше я обращаю на него специальное "педагогическое" внимание. И оттого раз за разом я формирую все более и более глубокую и продукивную ДИСТАНЦИЮ между собой и ребенком. Потому что подлинное личностное развитие - это всегда развитие на дистанции, а не на "залипании". Впрочем, если Вы почитаете мои книги, Вы увидите, что там очень многое об этом написано. Но это трудная педагогическая философия, которая очень трудно дается любящим родителям: ведь нам-то все время кажется, что ребенка нужно все время ПОДДЕРЖИВАТЬ. Однако для меня корневой вопрос в том - ЧТО мы хотим поддерживать в своем ребенке. Лично мне кажется, что самая важная и самая трудная задача - это поддерживать силу ПРОДУКТИВНОГО И КОНСТРУКТИВНОГО "Я", а отнюдь не всякий я-запрос, который исходит от ребенка. В противном случае очень легко впасть в манипулятивную зависимость о собственного ребенка. Мне кажется, именно об этом пишет и Маша в своем тексте - она же не просто про Ваше напряжение написала, а про общее родиельское напряжение, которым "болеет", в том числе, и она сама. Вы никогда не задумывались о тех негаивных психологических последствиях, к которым приводит обучение детей в тех "маленьких классах", о которых мечтает множество родителей? А Вы подумайте навскидку, что происходит с ребенком, коорый все время находится под педагогическим контролем со стороны взрослого в эих самых "маленьких" классах? Все правильно: в нем развиваеся инфантилизм и психологическое иждивенчество. И это самая распространенная болезнь всех частных школ с их наполнением в 10-12 человек на класс! Вы этого хотите для своих детей? Простите, но тогда мои педагогические практики вам точно не подойдут. Потому что моя стратегическая задача (одна из задач, разумееся) - это формирование высокой степени продуктивной самостоятельности относительно больших детских сообществ. И развитие способности КАЖДОГО ребенка к продуктивному самоопределению внутри таких детских сообществ. И оттого я настаиваю, что тот вопрос, который Вы подняли в заключение нашей последней групповой работы - это вопрос совершенно принципиальный. И именно в этой, принципиальной плоскости обсуждает этот вопрос Маша. Это поистине КОРНЕВОЙ вопрос для той педагогики, которую я делаю. И это, в том числе, корневой вопрос для Артема и для его папы. И я честно попытался показать папе Артема ЛОВУШКУ, в которой он находится по отношению к своему сыну. Хотя на данном этапе он, конечно, не был готов ее увидеть. Надеюсь, пройдет какое-то время и он осознает-таки ловушечнось своей педагогической ситуации. А если не осознает - увы, не завидую перспективам его взаимооношений с сыном. И разруливать ситуацию придется уже на уровне долгих и затратных индивидуальных психологических консультаций Впрочем, повторяю, все это слишком принципиальные вопросы. Что я во всяком случае НИКОГДА не создаю - я не создаю ОРАНЖЕРЕЙНЫХ условий ни для детей, ни для родителей. И чем дальше - тем больше эта принципиальная неоранжерейность моей работы будет проступать. Так что если Вы и вправду хотите продолжать со мною сотрудничество - готовьтесь, что дальше будет еще труднее. Давайте называть вещи своими именами. Я же не просто с детьми работаю. Я провожу ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РОСТА для родителей детей. И работаю в конечном счете на очень серьезное развитие и - часто! - даже изменение педагогического мировоззрения родителей. И, честно говорю, далеко не все к этому готовы, далеко не всем это надо. Впрочем, я никогда не настаивал на том, что делаемое мною нужно всем. Если у родителей есть запрос на глубокий и содержательный диалог с тем, что я делаю - я фантастически радуюсь этому. Ну а если такой готовности нет - что я могу поделать? Значит, моя педагогическая философия им не подходит, и это нормально. Философия - она на то и философия, что она не должна и не может подходить всем.

Александр Лобок05:06:2011 10:31:14
Еще вот о чем подумал. Чтобы было понятнее, чем и ради чего я занимаюсь, когда занимаюсь с детьми, их родителями, а так же с педагогами разных школ, предлагаю всем заинтересованным посмотреть разные мои статьи из "ПС". Например, вот эту, из 2006 года: http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200600111

Татьяна мама Василия08:06:2011 13:53:03
Честно говоря впечатлений очень много. Вот приходишь в школу и разговариваешь с учителем. Когда обсуждаешь его личные трудности и проблемы - у учителя горятглаза, кагда переходишь к проблемам собственного ребенка - глаза тоже горят и с жаром обсуждаются все трудности и недопонимания. Когда же спрашиваешь о положительных вещах, то этот вопрос ставит педагого в тупик. На семинаре же я увидела огонь в глазах Александра Михайловича, обращенный к моему сыну, что было безумно приятно как мне, так и ему. Видеть в детях позитив, творчество и побуждать к самостоятельному действию это большой талант, который не только приятно наблюдать, ноиздорово ему учиться . Мне семинар помог снять шоры негатива, за что я очень благодарна! И это лишь один из позитивных моментов :)

Павел папа Самсона08:07:2011 22:27:02
Самсон все лето гоняет яхты на сборах.Приехал его навестить.Стали они играть в регби на пляже с более старшими ребятами.Огромный 16-ти летний Егор легким движением руки сбивает моего птенчика так,что тот бьется о песок "как рыба об лед".И тут у меня возникает нестерпимое родительское напряжение.Хочется подбежать к Егору дать ему пинка под зад и кричать ты же в три раза здоровей дубина.Вместо этого ору до хрипоты "Патриот"порвет всех,и жду с комом в горле когда Самсон поднимется и включится в борьбу.Наши проиграли но были раздражительны и счастливы.Как найти эту грань, когда следует бежать к Егору,а когда оставаться на дистанции.

Гречухин Сергей (организатор семинаров, папа Кирилла и Светы)06:10:2011 13:13:13
Ответ Лобоку. Про принципиальность мне всё понятно. И ставить на чашу весов гору педагогической практики совсем не нужно. Стали почему-то очень понятны слова Кати Перховой (предыдущего организатора семинаров) о том, что она НЕ собиралась открывать школу ЕГО имени, и не собиралась зарабатывать ему деньги. Такая КАТЕГОРИЧНОСТЬ уже начинает пугать: ВСЕ ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ, ВСЕ УЧИТЕЛЯ и т.д. Мы приближаемся - а нам ставят стену, встают напротив, взяв с собой оЧАРованных молоденьких мамаш.
ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРОМУ ДАН ДАР СВЫШЕ, С НЕГО И СПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ-ТО БОЛЬШЕ. А если человек говорит, что он НЕ СОБИРАЕТСЯ вести в школе из-за того, что это СЛИШКОМ БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, то как мы можем доВЕРять ему своих детей, и зачем нам вообще постоянная группа? Оказывается, «для наших детей было слишком много занятий». Слушайте – и Вы услышите. Когда мне мой сотрудник несколько раз говорит что ВСЕ КРУГОМ ВОРУЮТ, я понимаю: “Да, этого человека надо в первую очередь проверить.» Проверяю, и обнаружив, увольняю. Когда постоянно говорят об ИНФАНТИЛИЗМЕ, КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОБЛЕМАХ – это тоже знак. Мы не собирались устраивать МАССОВКУ из сорока человек, и не считаем что в ней возможно «развивать способности КАЖДОГО ребёнка», что и было продемонстрировано на последнем семинаре, где было всего-то 11 детей. Это выгодно только тому, кто хочет сделать из этого коммерческий проект.
НЕТ, прежде всего, группу мы организовали для своих детей!!!

<- Назад к семинарам А.М. Лобока